Клёст написал(а):Да.
На нём перевязь шафера - специально для того, чтоб тёмные средневековые голландцы не усомнились.
Что-то я о таком "средневековом голландском обычае" не слыхивал. (Наведи на достоверный материал.) К тому же "умаленный друг жениха" - это сказано в отношении друга/свидетеля Иисуса Христа. (Переводи эту ветвь на Евру в "Детали..", где ей место.)
Вообще, или просто самоутвердаешься?
----------------------
Коля, ау! Наличие опыта жертвоприношений - это твоя гипотеза для объяснения того, почему обиделся/расстроился Каин.
Доводы мной предоставлены (не все). Фраза ויהי מקץ ימים, с которой начинается третий стих, семантически должна опираться на предыдущее событие (это видно по другим стихам Танаха с таким же выражением), которое автором не описано. Сие означает, что неописанное событие в жизни земледельца и пастуха оно такое же по существу, как и упоминаемое (связанное с сроком) - принесение братьями минъхи, при условии, что упомянутое в рассказе событие, оно знаковое. Чем? Правильно! - Господь призрел Гевеля. А до этого призирал Каина. Со всеми отсюда выводами. (Это чтение наилучшим образом объясняет саму ситуацию, почему обиделся Каин, что в свою очередь может также являться доказательной базой. Более того, оно прекрасно согласуется с самим бытом земледельца и пастуха, подчиняется /регламентируется что сезонами, и имеет в силу этого четко выраженную периодичность. И т.д.)
Логично? Да!
При чем не просто логично, но для двух чтений (двух контекстов) не имеет натяжки, как видим то в простом чтении, в котором братья есть близнецы. Автору, чтобы застолбить за близнецами (и только о них) сюжет, достаточно было ввести в Быт.4:1 всего лишь одно слово "тъомим"/близнецы, двойня. Но он этого не сделал. Почему?
Не потому ли, что на первом плане им прорисован контур куда более значимой мысли, в которой братья - не близнецы. ( Хотя, учитывая обобщающий характер его произведения, он допускает и мысль о близнецах, но не больше чем .. фоновую, ведь, в его рассказе, просматриваются черты, характерные для легенды о римских братьях http://jesuschrist.ru/forum/showthreade … ber=986700 )
Логично? Да!
Я тебе отвечаю, что опыт тут ни при чём, т.к. без его наличия всё то же самое объясняется ничуть не хуже.
Увы! Это не так. Хотя бы уже потому, что твой ответ не устраивает людей, которые в курсе о поведенческом механизме живых организмов и о инстинктах. Касаемо же принесения братьями дара/дани Господу Богу (что есть ничто иное, как принесение жертвы), - то имеем дело с уже хорошо сформированным, сложным по своему характеру поведенческим стереотипом, для становления которого в целом потребуются века (с заметным доминированием страха в поведении поколений на этапе формирования), или перенять такой, вот, поведенческий опыт от других людей, как традицию. Что опять указывает на многократность принесение минъхи. То, что Каин обиделся говорит о отсутствии в нем страха пред Богом, что характерно для времени уже устоявшегося института принесения минъхи, также о довольно большом личном опыте Каина.
В данном случае ты мыслишь, как и подобает то всем простакам, пребывая лишь в первом контексте, который также выписан автором (только небрежно).
А "написано, и не только в этом месте" отнюдь не об опыте, а о рождении "сразу с именем". Ладно, дочитывай остаток четвертой и пятую главу целиком и убеждайся, что там все так друг друга рождали. Только о Сифе сказано "родила и нарекла ему имя".
Ну и что? Вникнув в значение всех имен 4-й и 5-й глав, гляди, и сам найдешь, что они знаковы для всех обществ, так как описывают в обобщенном виде их структуру, историю и развитие. К тому же в краткой записи родословий, типа "эле тольдот", где рождают мужчины, никогда не описывается ситуация с даванием имени. У них жанр другой и назначение. Для ситуаций с именованием чад (обычно это делают женщины сразу же по родам) существуют отдельные рассказы. Да-да, такие же по классификации, как о Каине, Гевеле, при том, что по какой-то причине эти не обретают свои имена, но рождаются с ними*. Ситуация усугубляется тем, что Хава назвала "третьего сына" Сифа /Шет (что бросается в глаза даже таким как ты.)
---------------
* Не станеш же ты возражать мне, что автор применил в начале 4-й главы тот же стиль, что и в "эйле тольдот"? (Где рождают мужчины..) Ведь, тем самым основательно обрушишь семантическое доказательство чтению о близнецах, так как в этом случае автор просто обязан был применить слово "тъомим", ибо для формы/стиля "эйле тольдот" промежуток между рождениями братьев куда более неопределенный, и ничто уже толком не указывает на то, что они близнецы.
Почему же названо третье чадо? Потому, что во втором контексте Шет - это державная управленческая структура, порожденная самой же Хавой, опирающаяся на присущий ей строй, на ее идеологию (и т.д.). Имя у него обобщенное значением основание, и в то же время он - это задница (о бюрократах, чиновниках - взяточниках и казнокрадах; и даже о мятежниках - о тех, что воюют за власть и распределение богатства, и так или иначе приводят всё общество к обрушению!). Но сам факт, что это обобщенное имя дает своему чаду та, что его породила (державный строй/идеология), указывает на то, что схожие по своему назначению все державные управленческие структуры за все века что есть на земле заметно различаются видом. Ишша с капиталистическим устроем и рыночной идеологией не назовет своих чиновников коммунистами и не будет выдвигать на первое место плановую экономику. И наоборот. (И т.п.) Но все они - это Шет, основание, в котором пребывает функционирует та или иная держава.
Дать имя чиновническому порождению - в самом уже этом действии проявлена мысль о новой, ранее не существовавшей, форме чиновничества. Если бы автор не обозначил, что Хава дает имя Шету, то мы полагали бы, что она породила то же самое по форме и идеологии управленчество, что было в прошлом до этого.
И что? Малыш и Карлсон тоже вымышлены конкретным автором в конкретно устанавливаемое недавнее время. Но описываемая коллизия (детская девиация "воображаемый друг") вполне реальна и существовала гораздо раньше. Лидгрен всего лишь придала ей удачную художественную форму.
Угу.. На контраргумент только не смахивает. Скорее наоборот.
Пророки не знают? - а как они должны знать? Писать о них сочинения на тему "Кто более Матери-Истории ценен?" Дык, о Карлсоне тоже не писали - значит ли это, что книжку о нём никто из советских школьников не читал?
О Карлсоне не писали где? В советских учебниках?
Ну и что? Не писали потому, что этот рассказ не входил в учебную программу. Зато о Каине и Авеле написали (и не раз и даже не два) в куда меньшем по объему Новом завете. Тогда как пророки, по многу говорящие о грехах, не нашли ничего поучительного (за века-то!) в рассказе которым начинается Тора.
На "тупой" не настаиваю. Я считаю, что Бытие (и вообще Пятикнижие) написано Ездрой.
Отобраны, подредактированы, а какие свитки написаны даже для Торы во времена Ездры, ещё куда не шло. Но написаны все Ездрой?? Нет, - эт не серьйозно.
Это уже, конечно, не примитивный пастушок с образованием "мама мыла раму", но и не писатель-фантаст а-ля Толкиен, вздумавший построить свою собственную мифологию на пустом месте.
О авторе? На пустом месте да ещё и с пустой головой никто никогда ничего интересного не творит. Автор первых глав книги Бытие - до конца непонятый гений, имя которого неизвестно.
Поэтому записывал он те предания (легенды, мифы), которые реально существовали в среде его соплеменников.
Клёст! Я уже неоднократно спрашивал об этом профессионалов, - назови мне хоть один письменный или фольклорный источник ранее 6 века до н.э., где упоминались бы Каин и Гевель, или хотя бы включевых деталях наличествовала схожая по сюжету история. А в ответ - если не тишина, то "Не знаем таких".
...
Что касается страха, то перечитай еще раз диалоги Бога с Каином - нет его там, нормальная деловая беседа.
Клест, многие люди до ныне беседуют с Богом, при этом не только говорят ему что сами, но и слышат, что он говорит им.
Это нормальная ситуция для тысячелетий, которая нашла полное отражение в литературе за разные эпохи, в которые только и существует верующее человечество. В первых главах Бытия Бога никто не видит. Простое чтение позволяет читателю думать, что Бог ходит и беседует с человеком, пребывая у него на виду, как бы сама собой разумеещаяся действительность. На деле же это не так! Просто простец, не обращает внимание в рассказе на сотни деталей и связей, так же ка кне обращает на это внимание в жизни. И это нормально.
Без этого невозможно составить рассказ в двух контекстах
"Убоялись страхом великим" - это уже реакция евангельских времен на разные чудеса, а по Бытию присутствие Бога в мире и прямое общение с Ним никого не шокировало, не вынуждало падать ниц и что-то лепетать, заикаясь.
Клёст! Набери в поиске по тексту Библии (ВЗ) страх, ужас, убоя(лись), и т.п. В большинстве случаев в стихах с этими ссловами фигурирует Господь Бог. Их сотни.
И раньше хулили тех или иных богов, - те же захватчики рушили храмы, разбивали идолов, поэты смеялись над предрассудками, в своих стихах изображая богов, погрязших в таких же грехах, что и человек. И т.д. Но это уже - развитое в религиозном отношении общество! Ты это понимаешь? Зачем контраргументируешь мне тем, в чем уже человек состоялся?? Во всех случаях, на которые ты как бы ссослался, в то время уже приносилась минъха и прочие жертвы ВЕКАМИ!
Люди были БЛИЖЕ к Богу - по Ездре, по легендам тёмных невежественных пастушков... >>
Насколько БЛИЖЕ? Вот в чем вопрос! Просто заканонизировали в своих интересах пастухи выборочно литературу,объявив лишь ее святою, всё же остальное наперед объявили несвятым. Вот и сделался Бог более удаленным касаемо времени последующих поколений.
Честность - не синоним правильности. Можно честно написать сочинение - не списывать, не подглядывать - и получить двойку.
То есть ты имеешь большое сомнение, а логичен ли я? Не проблема! Вникай и оценивай то что найдено мной, не урывая при этом его и не искажая.
"Принесли от начатков и от первородного" - по-моему вполне можно трактовать как первый собственный урожай/приплод, а не очередной ежегодный. И зачем что-то дополнительно обмолвлять, если об их жертвоприношении и так пишется впервые?
В чем-то быть может. Но, во-первых, насчет Каина не сказано от начатков* (что даёт повод толковать почему Йагве отверг его минъху), но "от плода земли". Во-вторых, эти определения минъхи (даров/дани) связаны с сезонами, - с годичной периодичностью самой природы, в которой живут пастухи и земледельцы.
---------------
* Хотя, на начатки отчасти указывает выражение, которым начинается третий стих.
Вообще-то у них еще и дочери очевидно рождались, и младенческая смертность не исключена...
В простом контексте об этом мало что говорится (та же жена Каинова). Во втором же - людей полно.
Потому что мир сотворен не им, ему всего лишь разрешено/предписано пребывать в сотворенном не им мире. Можешь считать, что мир был отдан человеку в пользование: одно дело жить в лесу, питаться дарами леса и говорить "это мой лес", и совсем другое - оформить землю, вырубить одни деревья, посадить другие и сказать "это моя каучуковая плантация!"
С позиции простого контекста, твои возражения чаще существенны. Касаемо же второго контекста, ты где видел и слышал, чтобы бог не сказке, а на деле насадил сад (нет, не лес!) без участия в этом процессе самого человека? Ты же знаешь прекрасно, что все окультуренные человеком растения, животные (и даже микробы), без него возвращаются к исходному своему, дикому состоянию (те, которые выжывают).
Отредактировано Михаил Спасский (2013-12-27 22:08:50)