Vlamyst написал(а):Впрочем, этот мотив, пожалуй, из другой категории. Одно дело - богатство, иное - власть. Таки что? Версия номер два?
Два. Власть - не синоним корысти, ибо она же - и отвественность, что не каждому по нутру. Кроме того, портфель - журавель. При всей предположенной вере ученика в Учителя, претендующего на царство сложно допустить его веру, что царство сие упадет ему под ноги, без противодействия и борьбы.
А тут ящик-синица, содержимого которого хватит себе, детям, а если грамотно пустить в оборот - то и потомкам во веки вечные. Мог предпочесть? МОГ.
Дальнобойщик написал(а):Мотив надо искать не у Иуды.
Нет. Если обсуждать Иуду - то у Иуды и надо искать мотив.
Я тоже сторонник предопределения, причем в очень жестком его варианте. Но и сторонник интерсубъективного анализа любых наших и не наших мотивов и взаимоотношений. Иначе - тупик и необходимость отказа от любых попыток понимания сказанного/написанного, в т.ч. и в Писании:
Почему Раскольников убил старушку? - а... Достоевский так придумал!
Зачем он потом раскаялся? - э-ээ... Достоевский так захотел!
Примерьте вышесказанное на Иуду и подумайте: много ли мы поймем из того, что хотел нам сказать Достоевский, придумав таким Раскольникова, если рассмотрим его поступки в таком ключе?
Дальше - да. Нас неизбежно поджидает вопрос ПОЧЕМУ/ЗАЧЕМ Достоевский Раскольникова (Творец - Иуду) придумал именно таким. Но: дальше, а не раньше. Прежде, чем понять для чего они придуманы такими, мы обязаны понять (и понять верно, в соответствии с Авторским замыслом) КАКИМИ они придуманы!!! А для этого мы обязаны их прочувствовать как если бы каждый из них действовал САМ, а не по авторской (Авторской) воле. В идеале - как если бы ими были мы и прочувствовали ихнею шкурой именно то, ЧТО НАМ ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР, вводя их в сочиненный для нас роман/жизнь.