Быстро трудно собрать до кучи ссылки из Библии, но весь интернет пестрит именно такими соотношениями денег:
Порылся. Интернет, как оказалось, перстрит тремя версиями - 1:2, 1:4 и 1:20. Третья фантастична, ее рассматривать всерьез не будем. Вторая восходит к Баркли и словарю Вихлянцева. Первая поддерживается Хазарзаром и нумизматами. Сравним их.
Единственное твердо установленное соотношение - 3000 сиклей в одном таланте (Исх.38:25-26). О том, сколько сиклей в мине и, соответственно, мин в таланте попадаются разные версии, обусловленные, имхо, простой "ошибкой переписчика" - кто пишет про 60 мин по 50 сиклей, кто про 50 по 60. Но здесь, пожалуй, разница несущественна, хотя двусмысленность можно устранить через Иез.45:12 : 20+25+15=60сиклей=1мина
Дальше откуда-то взято и предлагается как твердо установленный факт равенство одного сикля одному статиру (четырем драхмам). Исходя из него, Вихлянцеву & Co приходится насчитывать в мине 240 драхм и в таланте 12000.
Однако, номинал античных монет брался не с потолка, а соответствовал весу драгметалла, из которого они отчеканены. Аттическая драхма - монета распространенная, вес/номинал её сейчас не представляет тайны : 4,3г серебра. Если согласиться с "Библейским словарем" и представить 12 000 драхм в таланте, то сам талант (как мера веса) получится 51,6 кг. Таких в евангельские времена не было. Были "аттический" (принятый и римлянами) весом ок. 26 и "эгинский" - 36кг, которому соответствовала "своя" (коринфская?) драхма весом 6г. Как видим, в обоих случаях соотношение таланта к драхме (денарию) 1:6000.
Остаётся предположить, что у евреев был какой-то свой особый талант, вдвое более тяжелый, чем "официальный" римско-греческий и восходящий к "тяжелому вавилонскому" (67,2 кг). Но надежнее будет опять же оттолкнуться от веса монет. Встретились мне такие:
Вавилонский - 16,8г
Тирский - ок. 14г
Царский - от 11 до 12г
Священный - 8,3 - 8,5г.
Из них Вавилонский - единственный, который "тянул" бы на 4 драхмы - был уже давно не в ходу. Царский тоже. Тирские имели профиль Мелькарта и по этой причине маловероятны в кач-ве средства храмового платежа, хотя я тут нашел ссылку на Мишну (Бехорот 8:7) об их "кошерности" при выкупе первенца. Но до статира они, похоже, не дотягивали.
Остаются Священные, в кач-ве которых ходили монеты Маккавейской чеканки. К двум драхмам/динариям один такой можно приравнять. Но только к двум.