Kapitu написал(а):Пока мы не знаем технологии взятия на себя чужих грехов (а Вы такую не дали, не надо юродствовать), мы вообще не можем утверждать что эти слова не являются аллегорией.
Да Вы шо? Прямо механизм? Прямо пользовать? Я чувствую Бог в таком же ахтунге, как и я.
А по-моему слегка забеспокоились бесенята, доселе уютно и беззаботно обитавшие в Вас. Как будем определять, кто из нас прав, а кто заблуждается? Я ведь даже спорить с ними не собираюсь: что с ихней, что моей т.з. верить в механизмы еще нелепее, чем разговаривать с утюгом. Если утюг работоспостобен, его можно включить когда понадобилось, использовать и получить наглядный результат - выглаженные вещи. А если нет, то опять-таки без сложных лабораторных анализов, поднеся ладонь к его подошве (плюнув, коснувшись пальцем), убедиться: не работает мой утюг. Не греет.
Если Закон готов осудить праведника за чужие грехи этим осуждается Закон, а праведник как был чист, так и остался.
Строго говоря, Закон сам по себе никого не осуждает. Он - документ: свод правил (обязательных к исполнению) и наказаний (для тех, кто пренебрег правилами). Но у любого закона есть блюстители - именно они пресекают, осуждают и отмеривают наказания кому-либо за нарушение норм закона.
При этом возможны две ситуации, в которых роль нарушителя и блюстителя исполняется одним лицом:
- либо блюститель наказывает нарушителя не по закону, а по произволу
- либо нарушитель осознаёт противозаконность своего поступка и наказывает за него сам себя.
Второй вариант (имхо) более редок, но всё же иногда случается. Например, едет человек (трезвый, добропорядочный) со скоростью 120 км/ч по пустой загородной дороге, торопится домой к жене и детям, никого не сбивает, никому не создаёт помех и никто его за это не ловит - ни наряд ДПС, ни скрытая камера. А на дорогах у нас по умолчанию лимит скорости 90. Т.е. ПДД однозначно нарушены, и через некоторое время совесть заела человека и потребовала заплатить штраф, которого ему никто кроме неё не выписывал.
Опять скажете, рисую нереалистичную ситуацию? Однако, за более тяжкие нарушения, влекущие за собой и более тяжкие наказания, совесть иногда уговаривает-таки человека явиться с повинной и сделать чистосердечное признание: "совершил, судите!", причем никого это не изумляет до глубины души и не вынуждает назначать такому узнику совести психиатрическую экспертизу. Поэтому основной вопрос не в том, зачем я предложил такую нереалистичную картинку, а почему она, описанная мною, настолько нереалистична.
Kapitu написал(а):Если же праведник в действительности взял на себя чужие грехи - он не праведник и получил по заслугам.
Так ведь я, кажется, с этого и начал:
Иисус казнен по Божьему плану >> казнь невиновного очень сложно (имхо - невозможно) преподнести как акт торжества справедивости и тем более милосердия, которыми по умолчанию обязан обладать Божий план >> Иисус казнен как действительно виновный в чем-то или ошибочно признанный таковым.
Ошибочность приходится исключать, т.к. план - Божий. Остаётся виновность. Я Вам предлагаю вариант: в чем конкретно. Не требую его принятия на-ура, но и приемлимой альтернативы ему не вижу. У Вас есть? Тогда предложите еще что-нибудь, кроме человеческого жертвоприношения.
Таким образом либо Христос взял на себя грехи понарошку чем показал несовершенство закона, либо грешник судящийся как и все.
Далось Вам это "понарошку"...
Нет, Тань, там всё было более чем всерьёз. Ни в одном УК нет нормы, обязывающей меня спасать гибнущую в к-л катастрофе Вас ценою собственной жизни и назначающей выжившему таким образом мне к-л наказание за то, что я так не сделал. Не буду сейчас понтоваться своим беспредельным рыцарством (которое, к тому же, вряд ли выдастся случай проверить), а честно и скромно признаюсь, что вряд ли так поступлю. Но поступив НЕ ТАК (т.е. сохранив свою жизнь, а не Вашу), я весь её остаток или время от времени на протяжении сего остатка, вероятно, буду в этом раскаиваться.
Иисус же, в отличие от Клеста, этой ошибки не делает и (не без колебаний, кстати - см. Моление о Чаше) принимает решение спасти других, а не самого Себя. Потому и именуется - совершенно справедливо - Спасителем. Того же ожидает от Своих последователей: "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга как Я возлюбил вас; нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Строго говоря, это единственная Христова заповедь, данная им сверх "ветхозаветных": прежнюю норму Закона "возлюби ближнего как самого себя" Он ужесточает до положения, что ближнего надо любить сильнее.
Вот отсюда и вся разница. По Закону Моисееву я обязан возлюбить Вас настолько же, насколько и себя самого, а значит в ситуации "или-или" сохраняю свободу выбора. Тора не предписывает и не запрещает мне спасать Вашу жизнь за счет своей или наоборот сохранять свою за счет Вашей. Они законодательно равноценны. А по Христову закону эта сделка с совестью не прокатывает: "кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её".
Однако готовность отдать свою жизнь - это еще не способность спасти чужую. Если Вы тонете, а я не умею плавать, то нырнуть-то к Вам в прорубь теоретически смогу, но вот вынырнуть уже вряд ли... Ну и зачем Вам там в проруби такой я?